Средняя стоимость предложения машиноместа в новостройках Москвы в сентябре 2024 года достигла 3,07 млн рублей. С начала года клиенты первичного рынка «старой» Москвы приобрели 11,3 тыс. машиномест по ДДУ. Об этом «Стройгазете» сообщили аналитики компании «Метриум», уточнив, что за год спрос вырос на 29%, но за минувшие три года, напротив, сократился на 12%.
Сейчас на первичном рынке «старой» Москвы сегодня представлено 11 660 машиномест. За три года этот показатель сократился на 20%.
Доля машиномест в новостройках массового сегмента составляет 29% (3 360 шт.), бизнес-класса – 61% (7 178 шт.), премиум-класса – 10% (1 122 шт.). Парковочные места в комплексах элитного сегмента не учтены в структуре экспозиции, так как информация о них, как правило, предоставляется по индивидуальному запросу.
Средняя стоимость предложения машиномест на первичном рынке «старой» Москвы (без учета элитного сегмента) по итогам III квартала 2024 года достигла 3,07 млн рублей. За год этот показатель вырос на 5%, за минувшие три года – на 39%. В свою очередь, стоимость квартир и апартаментов в новостройках «старой» Москвы (без учета элитного сегмента) за год выросла на 13%, за три года – на 24%. То есть стоимость парковочных мест растет опережающими темпами. В разрезе сегментов средняя стоимость машиномест сегодня выглядит следующим образом: в массовом – 2,36 млн рублей, бизнес-классе – 3,31 млн рублей, премиум-классе – 3,73 млн рублей.
«Средняя стоимость машиномест в элитном классе составляет 12,5 млн рублей, в делюкс-классе – 18,7 млн рублей, – рассказала Екатерина Борисова, директор по девелопменту компании Rariteco. – В таких паркингах зачастую предусмотрена расширенная площадь для нестандартных габаритов (свыше 20 кв. м), увеличенная дистанция между местами, «умная» видеосистема распознавания номеров и безопасности, системы вентиляции, обеззараживания воздуха и температурного контроля. Кроме того, элитные и делюкс-проекты сконцентрированы в основном в ЦАО, где наиболее остро в Москве стоит проблема дефицита парковочных мест».
По подсчетам аналитиков «Метриум», клиенты первичного рынка «старой» Москвы за минувший год приобрели 15 512 машиномест по ДДУ. Для сравнения, за этот же период (с октября 2023 по сентябрь 2024 года) совершена 68 195 сделка по ДДУ с квартирами и апартаментами. В разрезе сегментов спрос на машиноместа за прошедшие 12 месяцев выглядит следующим образом: в массовом сегменте совершено 4 599 сделок, в бизнес-классе – 8 188, в премиум-классе – 2 385, в элитном сегменте – 340.
«По статистике, в новостройках «старой» Москвы на 4-5 сделок по покупке квартир на ранних этапах реализации приходится одно приобретенное машиноместо, – указал Олег Колченко, акционер, управляющий партнёр ГК «Основа». – Дело в том, что спрос на машиноместа не синхронен со спросом на жилье. Во-первых, часто девелоперы открывают продажи машиномест на более поздних этапах реализации проектов. Во-вторых, клиенты, вносящие первоначальный взнос за ипотеку, как правило, переносят покупку парковочного места на 1-2 года. Тем не менее, спрос на машиноместа в большинстве сегментов стабилен. На семью приходится в среднем одна машина, и оставлять ее жители предпочитают в отапливаемом и охраняемом паркинге».
«Власти столицы хотят снизить коэффициент обеспеченности жилых комплексов машино-местами, объясняя это желанием «пересадить» москвичей на общественный транспорт, – говорит Руслан Сырцов, управляющий директор компании «Метриум». – В связи с этим комитет по архитектуре и градостроительству Москвы подготовил проект постановления о сокращении минимального числа парковочных мест в ЖК мегаполиса. Текущий минимальный целевой норматив обеспеченности москвичей машиноместами составляет 350 единиц на тыс. квартир. Как правило, он соблюдается и даже перевыполняется. Теперь показатель планируется снизить до 257 парковочных мест.
На мой взгляд, возможностью уменьшить парковочные пространства воспользуются только девелоперы проектов массового сегмента. Застройщикам жилья бизнес- и премиум-класса невыгодно сокращать коэффициент обеспеченности комплексов машиноместами, так как это важное конкурентное преимущество. Более того, даже количества парковочных мест сверх норматива зачастую не хватает на всех жителей. Низкий коэффициент обеспеченности собственников парковочным пространством делает его покупку выгодной для инвесторов. Как правило, клиенты задумываются о приобретении машиномест после окончания ремонта, что означает снижение нагрузки на семейный бюджет. Следовательно, можно рассчитывать на выгодную перепродажу объектов. Кроме того, перспективным выглядит арендный бизнес. Но основное преимущество этого вида инвестиций – низкий порог входа».
Ранее «Стройгазета» рассказала, что Москва изменит норматив по обустройству парковок в новостройках.