Содержание:
- 1 7 правил дизайна от Александра Сапелина
- 2 ПРАВИЛО 1: Никогда не покупайте растения спонтанно
- 3 ПРАВИЛО 2: Умеренность и естественность
- 4 ПРАВИЛО 3: Эстетика и интуиция
- 5 ПРАВИЛО 4: При посадке растений учитывайте освещенность в саду
- 6 ПРАВИЛО 5: Яркие цвета смягчайте белыми или серебристыми красками
- 7 ПРАВИЛО 6: Работайте на нюансах
- 8 ПРАВИЛО 7: Уделяйте внимание цвету
Золотистые и серебристые, пурпурные и белые, окаймленные и полосатые, пятнистые и даже серо-буро-малиновые в крапинку – каких только пестролистных растений не предлагают нам питомники и садовые рынки. Только их нужно уметь выбрать.
Цветная листва растений – совсем не редкость. В той или иной степени она присутствует у большинства видов деревьев и кустарников. Поэтому выбор действительно очень велик. Но, к сожалению, далеко не все понимают, сколь корректного использования в дизайне участка требуют пестролистые растения. И как ревниво относятся они к соседям. Поэтому выбирать и размещать декоративнолиственные культуры нужно очень осторожно. Есть определенные правила, которые необходимо выполнять, если вы хотите создать по-настоящему красивый сад.
7 правил дизайна от Александра Сапелина
Большинство российских садоводов-любителей увлечены сейчас собирательством новых для нас растений. И проходят стадию коллекционирования, когда важно не столько качество, сколько количество и разнообразие (что вполне естественно – через это когда-то проходят все). Но путь накопления не всегда гладок, случаются и разочарования.
Например, при покупке саженца продавец заверял, что вскоре вас ждет феерическое зрелище, и подтверждал это красивыми снимками взрослого растения, а результат оказался более чем скромным. В чем дело? Видимо, не был учтен такой фактор, как зимостойкость. Обычные формы этого растения, может быть, и неплохо зимуют в наших климатических условиях, а вот цветные – страдают и влачат жалкое существование. Но добрая половина прилавков в садовых центрах заполнена именно ими.
ПРАВИЛО 1: Никогда не покупайте растения спонтанно
- Поэтому – правило первое — никогда не покупайте понравившееся растение спонтанно. Если не хотите закопать деньги в землю, вначале узнайте из справочной литературы об условиях содержания и зимовки этого вида и сорта
Пестрая листва растений, как мы уже говорили, не редкость. Но это, как правило, результат мутации, закрепленный человеком в сорте. И в связи с этой их "искусственностью" здравый смысл подсказывает, что использовать такие растения в саду надо в основном как яркие пятна-акценты. Создать же композицию целиком из "цветных" растений очень непросто.
Бересклет Форчуна (Euonymus fortunei Emerald Gaiety)
Иногда можно увидеть такую картину: под рядовой посадкой деревьев с пурпурными листьями растут такие же кустарники, под ним – травянистые многолетники с аналогичной окраской, затем – "веселенькие" летники, а завершает всю эту немыслимую красоту мощение "в тон": красные скамьи, фонари и другие элементы ландшафта. Общее впечатление – китч, дорого и вульгарно.
ПРАВИЛО 2: Умеренность и естественность
- А значит, второе важнейшее правило: умеренность и естественность. В любом саду главный цвет – зеленый, все остальные – лишь эффектные пятна на его фоне.
Но и отдельные цветные растения используют аккуратно. Акценты – это мощные цветовые пятна, их визуальное влияние на человека достаточно ощутимо. Особенно это касается растений с теплой окраской листвы – пурпурной и золотистой. Известно, что красный цвет воздействует возбуждающе на живые организмы. Специалисты доказали, что созерцание красного увеличивает мускульное напряжение, повышает давление, ритм дыхания, учащает пульс, ускоряет реакцию.
Казалось бы, какая связь с ландшафтом? Самая прямая. Допустим, в вашей семье есть гипертоник, который, почувствовав себя плохо, решил посидеть на любимой скамейке у роскошного пурпурнолистного барбариса. Но вряд ли ему здесь станет лучше, скорее наоборот. А вот на состояние гипотоника тот же барбарис повлияет положительно. Не окажется он лишним и в саду меланхолика, у которого день может сложиться гораздо плодотворнее, позавтракай он на веранде с видом на пылающий куст барбариса. На холерика это растение подействует примерно так же, как красная тряпка на быка.
Барбарис обыкновенный пурпурнолистный (Вerberis vulgaris f. atropurpurea)
Желтый цвет не так агрессивно воздействует на психику, как пурпурный, он уравновешивает эмоции, позволяя человеку расслабиться, отдохнуть. Но и на него люди реагируют по-разному: одни чувствуют прилив энергии, других он раздражает, ассоциируясь с чем-то ядовитым и болезненным.
ПРАВИЛО 3: Эстетика и интуиция
- Из чего следует третье правило: выбирая яркий акцент для сада, ориентируйтесь не только на эстетические чувства, но и на интуицию. Внутренний голос верно подскажет, комфортно вам рядом с этим растением или нет.
Каждый художник знает, что взаимодействие цвета и света – довольно сложное явление, совсем не такое однозначное, как кажется на первый взгляд. Например, теплые тона, особенно красные, воспринимаются "светофорами", горящими постоянно. Но, как ни странно, именно они первыми "потухают" с приходом сумерек. И если ваша семья собирается в саду лишь к вечеру, то имеет смысл посадить больше серебристых и бело-пестрых растений – пурпурные просто "провалятся" в ночную мглу. Правда, в яркий солнечный день бело-пестрые блекнут, становятся неинтересными, а вот пурпурные предстают во всей своей красе. В этом случае желтолистные – своеобразная золотая середина (в прямом и переносном смысле).
Светло-желтый, например, и в сумерках виден (правда, позже все равно исчезает, в отличие от белого, серебристого, розового), и на ярком солнце светится. К тому же в группу "золотистолистных" входят растения очень разных оттенков. Иногда это лимонно-желтый (спирея японская "Голден принцесс") или зелено-желтый (бузина канадская "Ауреа").
Спирея японская Голден Принцесс (Spiraea japonica Golden Princess)
Светлый облик желто-пестрых и бело-пестрых растений дает возможность "подсвечивать" тенистые уголки сада. Даже в пасмурную погоду кажется, что на куст попал лучик света. И неправда, что листва всех цветных растений в тени теряет окраску. Некоторые из них, например сорта дерена белого, в тени кажутся еще белее, чем на ярко освещенном месте. А растения с желтой листвой приобретают легкий салатовый оттенок, более приятный, чем пронзительный желто-лимонный.
ПРАВИЛО 4: При посадке растений учитывайте освещенность в саду
- Четвертое правило гласит: выбирая место для пестролистных растений, обязательно учитывайте и освещение сада.
В последнее время стало модным сочетание золотистого и пурпурного оттенков. Откровенно говоря, его не назовешь безупречным, нужно очень постараться, чтобы композиция получилась сбалансированной. Беспроигрышный вариант – соседство пурпурного и серебряного. Причем и тот и другой достаточно многолики, растений с листьями этих расцветок довольно много. В такую композицию прекрасно впишутся розовые, голубые, белые цвета и их оттенки. Если же у вас в саду уже есть пурпурно-золотистая композиция, но она слишком тяжела, эффект напряжения можно уменьшить. Просто внесите в нее те же бело-пестрые или серебристые растения, ничего не меняя по сути.
Клен остролистный Друммонди (Acer platanoides Drummondi)
ПРАВИЛО 5: Яркие цвета смягчайте белыми или серебристыми красками
- Отсюда вытекает правило пятое: яркие насыщенные, а потому и утомительные цвета можно всегда смягчить и разбавить белыми и серебристыми красками.
Контраст в композиции – это всегда эффектно, броско и не слишком сложно. Но, работая на контрастах, очень легко переборщить. Поэтому если вы хотите, чтобы сад выглядел природным, то нужно делать их ненавязчивыми.
Для нюансных композиций, основанных на плавных переходах тонов, гораздо сложнее подобрать растения, зато получается стильно и изысканно. Правда, в этом случае необходимо очень хорошо знать материал, с которым работаешь, ведь цвет одного листочка и цвет растения в целом – это совсем не одно и то же.
Актинидия коломикта (Actinidia kolomikta)
Учитываются и определенные закономерности. Например, цвет пестрых растений любого сорта почти всегда светлее, чем цвет типичного, несортового растения этого вида. Чем больше площадь желтых (и любых других) пятен на листе, тем желтее выглядит и весь куст. Предугадать же, сколь интенсивно желтым (белым, розовым и пр.) он будет, невозможно без достаточного опыта. Но работать сейчас можно с очень широкой палитрой: постоянно появляются все новые сорта (одних только пестрых сортов барбариса Тунберга или дерена белого – несколько десятков). Бледно-зеленые, изумрудно-кремовые, золотисто-зеленые, зелено-желтые, серебристо-зеленые – именно эти цвета встречаются у большинства пестролистных сортов. Что, как не эти полутона, больше всего подходит для нюансных композиций с чисто зелеными растениями?
ПРАВИЛО 6: Работайте на нюансах
- И потому правило шестое: не злоупотребляйте контрастами, работайте на нюансах.
Не стоит забывать, что благодаря цвету растений можно искусственно расширять и сужать пространство. Конечно, только визуально.
Желтый цвет как бы приподнимает поверхность, расширяет ее. Пурпурный же, напротив, "сжимает". Для примера возьмем две скатерти – желтую и фиолетовую, постелем их поочередно на стол. В первом случае он будет казаться шире и выше, а во втором границы окажутся четко очерчены, стол будет выглядеть компактным. То же самое произойдет и с участком. Стоит ли его уменьшать, подчеркивая границы пурпурными растениями? Лучше расширьте сад, высадив светлоокрашенные.
Дерен белый сорт Элегантиссима (Cornus alba Elegantissima)
За счет краснолистных форм можно также изменить видимую площадь участка. Если их посадить ближе к видовой точке, а сразу за ними расположить растения с холодными цветами спектра, то будет казаться, что последние находятся дальше. Это тоже один из способов визуального удлинения участка.
ПРАВИЛО 7: Уделяйте внимание цвету
- Седьмое правило: используйте цвет растений, моделируя пространство сада.
И напоследок: Уделяйте больше внимания цвету. По крайней мере думайте о нем не меньше, чем о зимостойкости и размерах растений (как бы одно дерево не накрыло весь сад). Ведь никто не хочет жить в напряженном неестественном саду. Не забывайте и о том, что наш глаз сначала воспринимает именно цвет, а лишь потом – форму. И обидно, когда композиции, пропорционально выстроенные по форме отдельных элементов и по их размерам, проигрывают из-за непродуманного колорита. Тогда весь многолетний труд может сойти на нет. А вот на идеально выдержанных по цвету участках даже погрешности в пропорциях форм и размеров никто не заметит.