В 2024-2025 гг. ожидается открытие нескольких крупных проектов фуд-холлов в Санкт-Петербурге и Казани. Об этом «Стройгазете» сообщили в компании Nikoliers.
На текущий момент в регионах РФ, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, уже открыто 29 фуд-холлов (58 144 кв. метра). При этом по итогам 2024 года 38% открытий фуд-холлов в торговых центрах придется на региональные города. Ожидается открытие таких проектов как «Невский Маркет» в ТРЦ «Невский центр» (около 4 тыс. кв. метров), ТРК «ПИК» (3,6 тыс. кв. метров) и фуд-холл в МФТРК Hollywood (около 3 тыс. кв. метров) в Петербурге, гастрокластер в «ART Центре» (около 3 тыс. кв. метров) в Казани.
По прогнозам экспертов, доля фуд-холлов, открытых в региональных ТЦ, будет расти. Сегодня фуд-холлы присутствуют в таких региональных городах, как Челябинск и Новосибирск, в каждом из которых открыто по три фуд-холла, а также в торговых центрах в Южно-Сахалинске, Екатеринбурге, Уфе, Иванове, Краснодаре и Ярославле, в каждом из которых открылись по два фуд-холла.
Доступное предложение торговых центров на рынке РФ составляет 30 млн кв. метров, из которых более 80% были построены ранее 2018 года и нуждаются в реконцепции. В последние несколько лет большинство кейсов реконцепции торговых комплексов наблюдается через внедрение или обновления зоны общественного питания, а именно с помощью создания современного фуд-холла в торговом центре. Например, как в ТРЦ «Алатырь» в Екатеринбурге, ТРЦ «М5 Молл» в Рязани, ТРЦ «Калейдоскоп» в Новосибирске, ТРЦ «Планета» в Красноярске и др.
На данный момент 54% площадей действующих фуд-холлов находятся в торговых центрах (общей площадью 129,4 тыс. кв. метров). Остальные 33% приходится на отдельно стоящие здания, еще 6% на фуд-холлы в бизнес-центрах, 3% на рынках, 2% в МФК, по 1% приходится на апарт-отели, стрит-ретейл и на небольшие гастропространства в жилых комплексах.
Партнер Nikoliers Анна Никандрова говорит, что Москва всегда первой реагирует на все актуальные тренды – и в настоящий момент столичный рынок уже достаточно насыщен разнообразными проектами и концепциями фуд-холлов. «Поэтому логично, что последующим шагом для этого сегмента стала активная экспансия в регионы и открытие проектов в крупных городах. Но стоит отметить, что открытие фуд-холла требует серьезных усилий в анализе рынка и оценке потенциала будущего проекта. Подход к реализации проекта должен быть индивидуальным и учитывать особенности локации. Открытие фуд-холлов в регионах также положительно сказывается на развитии небольшого частного бизнеса: в таких местах часто представлены местные производители и стартапы, что поддерживает локальных предпринимателей и способствует развитию ритейла в регионах», — прокомментировала она.
Ранее «Стройгазета» сообщала, что эксперты предупредили о переносе ввода нескольких ТЦ в Москве на 2025 год.